Методы стимулирования положительного поведения - Методы стимулирования поведения и деятельности.

Stimulo - возбуждаю, поощряю - значит побуждать к действию, давать толчок, поощрять. Поощрение - метод выражения общественного положительного одобрения поведения и деятельности воспитанников.

Он закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает хорошее настроение, повышает ответственность.

Виды поощрения весьма разнообразны: Одобрение - простейший вид поощрения. Одобрение педагог может выразить жестом, мимикой, взглядом в глаза, физическим прикосновением, положительной оценкой поведения или работы ученика, коллектива; использованием выражений, которые передают искреннее восхищение воспитанниками "Мне нравится, как ты это сделал", "Спасибо, что ты попытался", "Спасибо!

Доверие, уважение внушают уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства. Поощрением более высокого уровня является благодарность, награждение и т.

Соревнования - это метод направления естественной потребности учащихся в соперничестве и приоритете на воспитание нужных им и обществу качеств. Соревнуясь, школьники быстро усваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Среди важных требований и условий организации соревнования выделим следующие:. Необходимо определить цели и задачи соревнования, составить программу, разработать критерии оценок, создать условия для проведения соревнования, подведение итогов и награждения победителей.

Соревнования должно быть достаточно тяжелым, захватывающим, пункты соревнования - конкретными, чтобы результат их выполнения можно было оценить и сравнить, критерии оценок - простыми и понятными для всех участников. Классическим соревнований в школах было соревнование за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета.

В наших школах в течение последних десятилетий соревнования по конкретному показателю успеваемости не проводилось. Сегодня появились возможности возродить такие соревнования между школьниками.

Привыкать к активной борьбе за свое будущее человек должен с детства и в реальных условиях. Все, что есть в жизни, должно быть в школе.

Методы стимулирования поведения и деятельности - Теория и методика воспитания: конспект лекций

Эффективность соревнования значительно повышается, если его цель и задачи, условия проведения определяют сами ученики. Они подводят итоги и определяют победителей. Педагог поддерживает, направляет инициативу воспитанников, предоставляет конкретную помощь. Метод наказания является наиболее известным.

В современной педагогике отношение к этому методу достаточно противоречивое и неоднозначное. Существуют полярные взгляды - от существенного усиления наказаний к полной их отмены.

Методы стимулирования положительного поведения учащихся. Общие требования к их применению

Наказание - это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны виды наказаний, связанные с наложением дополнительных обязанностей, лишением или ограничением определенных прав, выражением морального осуждения, обвинения.

В школе практикуются различные формы наказаний: Наказание является действенным, если оно понятно ученику и воспринимается им как справедливое. Используя наказания, нельзя оскорблять воспитанника; формула "вина - наказание" должна соблюдаться неукоснительно. Наказание требует педагогического такта, знания возрастной психологии и понимания того, что одними наказаниями делу не поможешь.

Поэтому наказание применяется только в комплексе с другими методами. Используя этот метод, следует соблюдать тщательной дозировки известной осторожности - Поощрять следует не только воспитанников, добились успеха, но и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим, хотя и не добился высоких результатов; - Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную питомца: Среди важных требований и условий организации соревнования выделим следующие: Соревнования должно быть достаточно тяжелым, захватывающим, пункты соревнования - конкретными, чтобы результат их выполнения можно было оценить и сравнить, критерии оценок - простыми и понятными для всех участников; установить направленность и содержание соревнования.

Сила наказания увеличивается, если оно исходит из коллектива или поддерживается. Не рекомендуется применять групповые наказания. Применять метод следует только при полной уверенности в справедливости и пользы наказания. Нельзя превращать наказание в оружие мести. Если педагог принимает личностный подход, то наказание, как и поощрения, дифференцируются.

наверх